Автор: Аристотель Название: Политика Год выпуска: 2006 Жанр: Философия Выпущено: Ардис Озвучивает: Илья Прудовский
Описание: Аристотель – величайший древнегреческий философ, ученик и
основной оппонент Платона, воспитатель и учитель Александра Македонского.
Главное место среди его произведений, посвященных государству и обществу,
занимает «Политика». В своем труде Аристотель рассматривает основы
государственного устройства, конституцию и законодательство, формы
государственного строя, законодательную и исполнительную власть, причины
государственных переворотов, говорит об идеальном государстве и общественном
воспитании. Учению Аристотеля, наряду с учением Платона, было суждено стать
венцом античной философии и придать ей завершенность системы.
Содержание
Книга 1
Аристотель определяет государство как общение, организованное ради общего блага.
Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём
возникшее для удовлетворения повседневных надобностей»
Семья составляет неотъемлемую часть государства . Аристотель под семьёй понимает
семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху.
В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает
государство естественным образованием, а человека он называет существом
политическим.
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» ,
прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы
предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться»
Домохозяйство (греч.— экономика) включает в себя три науки: приобретения,
пользования и управления.
Книга 2
Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость
сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент
заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа
людей, прилагается наименьшая забота». По мысли Аристотеля власть должна
принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение».
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник
государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель
отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7 книге и
крестьянам.
По количеству граждан в государстве он различал три правильные (то есть
нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:
Царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю, которому власть
передают по наследству или выбирают. Извращением царской власти является
тирания.
Аристократия — власть принадлежит немногим. Извращением аристократии является
олигархия (власть богачей).
Полития — власть принадлежит воинам, вооруженным за свой счёт. Эту форму
правления Аристотель считает наилучшей, поскольку «масса менее подвержена
порче». Извращением политии является демократия (власть неимущих). В следующей
главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство:
Народ — крестьяне, производящие продукты питания
Ремесленники — создают орудия труда.
Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров
Чиновники — рационально управляют государством
Военные — защищают государство
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из
неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к
демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн
Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих
собственностью средней, но достаточной»
Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней.
Должностной орган
Судебный орган
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин
нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в
среде правящего класса, а также демагогия, посредством которой один человек
способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном.
Для укрепления стабильности Аристотель, предлагает «возбуждать у граждан разные
опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о
воспитании подрастающего поколения.
Книга 6
Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов
мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума,
тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества
Высшим благом Аристотель называет счастье, а задачами государства следующие:
Обеспечение пропитанием
Комфорт
Защита
Достаток
Религиозный культ
Справедливость
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от
удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах
государства.
Книга 8
Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого
нет сам государственный строй терпит ущерб» (с.628).
Существует четыре основных обучающих предмета:
Грамматика
Гимнастика
Музыка
Рисование